В гостях у "Мнений сторон" преподаватель, основатель сети школ китайского языка Мария Быданцева и лингвист, преподаватель НИУ ВШЭ, член Орфографической комиссии РАН Мария Ровинская и мы рассуждаем, нужно ли защищать родной язык и как это делает Китай.
Китай сегодня делает упор на собственную культуру, популяризирует ее, при этом закрываясь от иностранных "вторжений", отказываясь от английского языка.
Мария Быданцева
преподаватель, основатель сети школ китайского языка
Действительно, сейчас очень большой тренд на китайскую аутентичность и в плане культуры - "обратите внимание на Китай, на язык", это очень видно даже по китайским социальным сетям <...> Сейчас частные языковые школы, преподающие английский язык, - в Китае большой вопрос сомнений. Если раньше было много преподавателей, которые приезжали из-за границы, в том числе и наши соотечественники приезжали преподавать английский и не всегда это было прям "подконтрольно", не всегда можно было контролировать уровень преподавания, то есть преподавали не носители языка. Их было, может быть, ну 5%. А сейчас иностранных преподавателей английского языка нет. И если раньше было очень сложно туда попасть, достаточно жесткие требования были преподавателям, то сейчас это практически нереально <...> Преподавать английский язык будут сами китайцы <...> В Китае закручивают гайки достаточно серьезно: и в плане названий крупных компаний, и в плане табличек, то есть от англицизмов уходят на китайский язык.
Как оказалось, Китай движется в консервативную сторону, но практичное ли это решение?
Мария Ровинская
лингвист, преподаватель НИУ ВШЭ, член Орфографической комиссии РАН
Язык нам необходим и Китаю необходим, нужно принять это как данность. Сейчас английский язык стал языком международной науки, в первую очередь, и языком международного общения на другом уровне, где он необходим каждому государству и каждой культуре. Мы не можем себя из этого исключить без потерь. Мы должны понимать и знать, о чем пишут, что изучают, к каким результатам приходят, что обсуждается и так далее. Без языка это невозможно. Соответственно, к языку надо подходить функционально, в первую очередь, то есть тебе это полезно, государству это полезно, твоей культуре это полезно, для чего-то это нужно, значит, нужно его изучать.